Выбор числа товарных знаков


 Для небольших предприятий, производящих однородную продукцию, рекомендуется иметь  один товарный знак, проставляемый на всей без исключения продукции.

Для средних и крупных предприятий, выпускающих большой ассортимент разнородных изделий, одного товарного знака уже недостаточно.  Таким предприятиям следует иметь основной товарный знак, который проставляется на документации, вывеске, спецодежде персонала, упаковке изделий.  Желательно, чтобы главный товарный знак совпадал с фирменным наименованием или его элементом.

Кроме главного товарного знака, крупному предприятию целесообразно иметь так называемые номенклатурные товарные знаки, которые представляют собой «имя» товара и бывают, как правило,  словесные. Такие товарные знаки используют для часов и фотоаппаратов, холодильников и радиоаппаратуры, парфюмерии и  лекарственных препаратов, товаров бытовой химии, кондитерских изделий, алкогольной продукции и др.

Например, кондитерская фабрика  «Рот Фронт» помимо продукции с одноименным названием, имеет ряд номенклатурных знаков. Это шоколад:  "Алые паруса", "Старый Арбат", "Приз" и другие;  конфеты: "Рот Фронт", "Очарование" "Аромат лета" и другие. Чистопольский часовой завод "Восток" помимо часов с одноименным названием "Восток", производит часы:  "Командирские", "Кремлевские", и другие.

            Примером профессионального подхода, при разработки номенклатурных товарных знаков дает московский ликеро-водочный завод «Кристалл». Помимо своего главного товарного знака, он зарегистрировал целый ряд, ставших уже популярными товарных знаков. Это водка:  "Привет", " Золотое кольцо", "Праздничная", "Старая Москва", ряд других. Настойки: "Лимонная", "Маросейка", "Охотничья", "Перцовка", "Петровская","Старка", "Русский сувенир". 

            Конечно, у большинства производителей алкогольной продукции не такой большой масштаб производства и не такая разветвленная сеть сбыта и можно подумать, что достаточно иметь всего один главный товарный знак. Но, это недальновидная политика, потому что регистрируя новые товарные знаки предприятие расширяет ассортимент товаров и получает дополнительные бонусы от ассортиментной политики: увеличение сбыта за счёт оптимизации структуры ассортимента; увеличение оборачиваемости товарных запасов; достижение конкурентного преимущества за счёт более привлекательного ассортимента; выход на новые рынки; снижение издержек, связанных с содержанием ассортимента; формирование имиджа компании путем позиционирования ассортиментных товарных единиц.  Потребности покупателей быстро меняются, поэтому любое предприятие чтобы успешно существовать вынуждено постоянно обновлять свой ассортимент.